Фотошкола Михаила Панина   Фотошкола Михаила Панина




Подписка на новости фотошколы



Резкость в коммерческой фотографии. Часть 1

Стив Ласмин,
преподаватель фотошколы
Михаила Панина

Что отличает коммерческую или профессиональную фотографию от любительской? Дать ответ довольно сложно: и профессионал, и любитель могут быть любого уровня, и выдавать как творческие шедевры, достойные галерей, так и «лубочную живопись». Однако одно ключевое отличие все же есть – это стабильность качества результата.

Любитель снимает для своего удовольствия, над ним не стоит частный клиент или (целый рекламный отдел). Сегодня он может снять шедевр, а завтра быть не в духе и в итоге просто сказать: «Съемка не удалась».

Профессионал же лишен такой роскоши. И всегда должен выдавать результат надлежащего качества. При этом под «надлежащим» следует понимать то качество, которое устроило заказчика на этапе просмотра портфолио фотографа, обсуждения и заключения договора. Лучший результат, конечно, будет только приветствоваться, а вод худший – отнюдь.

Тут возникает вопрос, что же считать «качеством» в фотографии, как его оценить? В первую очередь, это зависит от типа съемки. Для семейных фотографий важны эмоции и естественность снимков, для студийного портрета – свет и передача образа модели и т.д. Когда же речь заходит об одном из самых прибыльных видов фотосъемки, рекламной фотографии, ключевую роль начинает играть качество технической реализации — и особенно резкость. Невозможно представить рекламную или каталожную фотографию, где основной объект съемки был бы «замылен» или вовсе не в фокусе.

О всех этапах способах повышения резкости фотографий пойдет речь в этом цикле статей.

В каких случаях нужно увеличивать резкость?

По классике, во время обработки резкость фотографии увеличивается 3 раза:

  • Первоначальное увеличение резкости для компенсации несовершенств оптики и процесса оцифровки сигнала матрицей фотоаппарата. Этот шаг обычно проходит на этапе RAW-конвертации фотографии. Однако в некоторых случаях, когда обработку проще проводить на фото с «мягкой» резкостью (например, при ретуши фотографий волос и прически), может быть отложен до финальных стадий обработки.
  • Для эффекта – когда с помощью резкости хочется подчеркнуть детализацию некоторых отдельных объектов или повысить общий уровень детализации изображения.
  • Для адаптации к типу использования фотоснимка и его размеру: под печать определенным размером, для публикации в социальных сетях, мини-вариант «для сети» и др.

Понятно, что в случае чрезмерной зашумленности снимка (такое бывает, когда значение ISO выше «рабочего» — это значение для каждой камеры свое) любое повышение резкости будет дополнительно усиливать шумы. Потому оно обычно либо не производится вовсе, либо проводится с максимальной осторожностью при одновременном использовании шумодавов.

Перед тем, как начнем

Необходимо отметить тот факт, что любая профессиональная работа ретушера или фотографа невозможна без качественного оборудования, а потому хочу обратить внимание читателей на монитор BenQ PD2500Q. Он более чем оправдал мои ожидания как фотографа и ретушера, который часто работает с каталогами.

Не стану перегружать Вас техническими особенностями, отмечу лишь самое важное:

  • IPS матрица — обеспечивает качественную цветопередачу, картинка неизменна вне зависимости от угла обзора.
  • 100% охват цветового пространства sRGB — необходимо дизайнерам, фотографам, и ретушерам, — словом, всем, кто так или иначе работает с изображениями!
  • Наличие заводской калибровки, подтвержденной сертификатами Technicolor. Даже, если вы только начали заниматься ретушью и под рукой нет калибратора, можно быть уверенным, что монитор будет показывать «правильные» цвет (хотя бы первое время — современные мониторы рекомендуют перекалибровывать примерно раз в полгода-год).
  • разрешение 2560x1440 пикселей позволяет оценить резкость и детализацию изображений применительно к современным стандартам просмотра, при этом размер экрана в 25 дюймов оптимально сочетается с таким разрешением.

Приведенные выше параметры есть у многих мониторов, а вот из-за каких мне захотелось рекомендовать именно этот:

  • малое для IPS-матриц время отклика всего в 4 мили секунды позволяет помимо статичных изображений эффективно работать с видео и динамическими сценами;
  • наличие технологии подавления мерцания экрана и защиты зрения бережет здоровье глаз при длительной работе;
  • возможность повернуть экран в вертикальное («портретное») положение и встроенный USB-концентратор делают работу максимально комфортной.

«Первоначальное» усиление резкости

Рассмотрим его на примере наиболее популярного RAW-конвертера — Adobe Camera Raw (ACR)/Adobe Lightroom (LR).

В вкладке Detail (Детализация) ACR/LR. Присутствуют следующие ползунки:

  • Amount – общая степень воздействия;
  • Radius – определяет «размер» деталей, которые будут усиливаться в процессе повышения резкости.
  • Detail – степень воздействия повышения резкости на мелкую детализацию и шумы;
  • Masking – ограничивает область воздействия повышения резкости только на местах крупных контрастных деталей.

В общем случае в ACR/LR автоматически задаются параметры усиления резкости, необходимые для компенсации несовершенств оптики и механизма оцифровки светового сигнала матрицей фотоаппарата исходя из модели последнего и условий съемки.

В случае работы с изначально качественным исходником (а только с таким мы и должны иметь дело при коммерческой работе!), трогать эти параметры чаще всего не стоит вовсе. В случае, если предстоит большая работа с множеством мелких высококонтрастных объектов (например, волосы) следует перевести ползунок Amount в значение 0 и произвести этот этап повышения резкости позже.

Предположим, мы решили отложить «первоначальный» этап. В этом случае повысить резкость можно уже после основной обработки в Adobe Photoshop:

  • фильтром Filter (Фильтр) à Camera Raw Filter во вкладке Detail (Детализация)
  • более аккуратно — фильтром Sharpener Pro 3: (1) RAW Presharpener из популярной коллекции сторонних плагинов Nik Collection.

Использование фильтра Sharpener Pro является максимально простым. Рассмотрим особенности поведения его ползунков:

  • Adaptive Sharpening – общая степень воздействия. В большинстве случаев этот параметр можно оставить в положении 50% (по умолчанию). Однако, при съемке на современные камеры с большим количеством мегапикселей на закрытой диафрагме (когда на резкость изображения начинает влиять эффект дифракции ввиду волновой природы света) это значение необходимо повысить.
  • Sharpen Areas/Sharpen Edges – этот ползунок определяет, на каких частях фотографии резкость будет повышена в первую очередь: зонах без явных деталей (Sharpen Areas) или зонах с явно проявленными деталями (Sharpen Edges). И снова в большинстве случаев нас устроит положение по умолчанию. На следующем скриншоте проиллюстрируем поведение фильтра в крайних положениях этого ползунка (для наглядности параметр Adaptive Sharpening выставим в положение 100%).

  • Флаги переключения режимов Image Quality (Качество изображения): Normal – используется при работе с качественным, с точки зрения, зашумленности изображением, High ISO – в случае, если работа проходит с сильно зашумленным изображением. Отметим, что не следует воспринимать название этих режимов буквально, исходя из значения ISO, при котором была снята фотография, лучшим вариантом подбирать его под конкретный снимок.
  • Последняя группа параметров Selective Sharpening (Выборочное повышение резкости) относится к созданию масок с использованием технологии U-Point и позволяет создавать «быстрые» маски. Это мощная и удобная технология, общая для всех плагинов Nik Collection, но не будем подробно останавливаться на этом параметре. При работе в Adobe Photoshop (и особенно при работе с резкостью), гораздо проще и точнее создать и использовать обычную маску штатными средствами программы.

Применение фильтра плагина Sharpener Pro 3: (1) RAW Presharpener при настройках по умолчанию даст следующий эффект:

Сравним результат, полученный при помощи этого плагина с результатом «первоначального» повышения резкости при raw-конвертации в ACR/LR с настройками по умолчанию:

Как видно, результат практически неотличим.

В следующей статье цикла мы рассмотрим способы повышения резкости для усиления общей детализации фотографии и «для эффекта».

© Стив Ласмин, декабрь 2018.
© Фотошкола Михаила Панина, 2018.

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Уроки ретуши и постобработки / Резкость в коммерческой фотографии. Часть 1
Тэги к статье:
Дата: 2018-12-12 | Просмотров: 1160

Читайте также: Рекомендуем преподавателя:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: