Фотошкола Михаила Панина   Фотошкола Михаила Панина




Подписка на новости фотошколы



Повышение микроконтраста и резкости фотографии

Довольно часто при обработке фотографий требуется повышать не только резкость, но и «фактурность» изображения, работать с микроконтрастом (fashion-фотография, food-фотография, пейзажная фотосъемка). Эта статья посвящена одному из классических способов повышения микроконтраста и резкости изображений в Adobe Photoshop.

Наиболее часто повышать резкость и фактуру изображений приходится в тех случаях, когда хочется а) усилить визуальный эффект запечатленных текстур и фактур, либо б) передать то, что по тем или иным причинам «честно» сфотографировать не удалось. Рассмотрим, как штатными средствами Adobe Photoshop повысить микроконтраст (фактуру) и резкость изображения, сохраняя при этом контроль над насыщенностью вблизи контрастных контуров и не привнося в изображение «перешарпов» и/или видимых контрастных «ореолов».

Немного теории о резкости и микроконтрасте

Большинство методов повышения резкости и/или «фактурности» изображений в Adobe Photoshop носит исключительно визуальный характер и по сути является обманом зрения. Четкость изображения «увеличивается» засчет усиливания контраста уже существующих деталей изображения на микроуровне (мельчайшие темные детали становятся еще темнее, светлые — еще светлее). Такое усиливание контраста может проходить как равномерно для всех контрастных границ в изображении (методы классического «нерезкого маскирования»), так и дифференцированно в зависимости от размера, яркости, изначальной контрастности, цвета и других параметров каждой конкретной детали (фильтры-плагины и более сложные алгоритмы). Дифференцированные подходы являются наиболее предпочтительными, так как позволяют избежать появления ярких или темных ореолов вокруг контрастных объектов. Это дает возможность проводить более агрессивные и одновременно аккуратные коррекции изображения.

Реализация метода добавления резкости фотографии

В данной статье мы рассмотрим один из классических методов увеличения микроконтраста и резкости изображения. Для этого метода характерно наименьшее визуальное влияние появляющихся ореолов, а также возможность последующего контроля насыщенности и «перешарпов». В качестве примера взята фотография из фотостока, сделанная, как видно, далеко не в самых лучших световых условиях. Для повышения «аппетитности» продукта необходимо усилить «фактуру» (микроконтраст), а после уменьшения изображения в размер «для сети» — увеличить резкость.

Начнем с того, что создадим копию исходного изображения (Ctrl+J, либо Layer → New → Layer via Copy). Затем размоем полученную копию фильтром Filter → Blur → Surface Blur (Размытие по поверхности). В данном фильтре ползунок Radius (Радиус) определяет степень размытия изображения, а ползунок Threshold (Порог) позволяет настроить работу фильтра так, чтобы наиболее контрастные границы объектов оставались четкими. Для наших целей наиболее подходящими в большинстве случаев будут являться одинаковые или близкие значения Radius и Threshold. При этом их значение будет влиять на общую степень размытия картинки, интенсивность желаемого воздействия увеличения микроконтраста и резкости, размер наиболее усиливаемых деталей, величину и количество будущих контрастных ореолов. Поэтому при работе с резкостью и микроконтрастом эти параметры желательно подбирать так, чтобы при размытии основные формы не сливались друг с другом или с фоном.

В данном случае выберем значения Radius = Threshold = 18 и в результате получим:

Теперь размытый слой инвертируем (Ctrl+I, либо Image → Adjustments → Invert).

Поставим в режим наложения Vivid Light (Яркий свет). Получившийся результат, по сути, является заготовкой карты ореолов, которую в дальнейшем мы используем для увеличения микроконтраста и резкости изображения.

Примечание. Так как произведенные действия являются достаточно сложными с точки зрения математики программы, наилучший результат (в плане возникновения наименьшего количества паразитных цветов в областях, соответствующих наиболее насыщенным участкам изображения) можно получить при работе в наиболее широких цветовых пространствах, а избежать появление «бандинга» градиентов — при работе в 16-битах.

Как видно, большие контрастные ореолы практически отсутствуют и распространены лишь в местах, где объекты по своей яркости изначально наиболее близки к фону. Наибольшей проблемой являются тонкие ступенчатые линии с сильным контрастом, которые в дальнейшем могут привести к «перешарпу».

Из полученного результата создадим новый слой (Ctrl+Alt+Shift+E) и поставим его в режим наложения Overlay (Перекрытие), а предыдущий «вспомогательный» слой отключим или удалим.

Работа с цветными ореолами

Доработаем полученную «карту ореолов» (слой в режиме наложения Overlay) для повышения качества конечного результата. Так как в данном случае происходит обработка цветного изображения, одной из проблем являются паразитные цвета, вызванные цветными ореолами вокруг контрастных объектов. Особенно они заметны на области фона вокруг основного объекта или вокруг границ больших контрастных объектов.

Для борьбы с ними слой карты ореолов проще всего обесцветить (Ctrl+Shift+U, либо Image → Adjustments → Desaturate). Однако, применение карты ореолов по сути усиливает контраст изображения, поэтому её полное обесцвечивание сделает результат слегка выцветшим. Обесцветить слой лучше не полностью, а лишь вокруг контрастных границ.

Чтобы сделать это максимально просто и быстро, создадим копию карты ореолов (Ctrl+J, либо Layer → New → Layer via Copy) и применим к ней фильтр Filter → Camera Raw Filter (Shift+Ctrl+A), доступный в свежих версиях Photoshop. Зайдем во вкладку Lens Corrections (Коррекция объектива).

Для борьбы с цветовыми ореолами любого цвета раздвинем до упора ползунки Purple Hue и Green Hue. Чтобы отрегулировать ширину контура обесцвечиваемой зоны подвинем ползунки Purple Amount и Green Amount.

Теперь поставим рабочий слой в режим наложения Color (Цвет). Нам нужно, чтобы он влиял только на карту ореолов, т.е. на предыдущий слой в режиме наложения Overlay. Для этого кликнем правым кликом справа от иконки рабочего слоя (того, который только что поставили в режим наложения Color), и в появившемся меню выберем Create Clipping Mask (Создать обтравочную маску). Это же можно сделать через команду меню Layer → Create Clipping Mask.

Для того, чтобы смягчить границы обесцвечивания и резкие цветовые переходы карты ореолов, слегка размоем рабочий слой (в режиме наложения Color) фильтром Filter → Blur → Gaussian Blur.

В результате сама карта ореолов вместе с проделанными цветовыми изменениями будет выглядеть следующим образом:

Примечание. Лучшим результатом было бы полное обесцвечивание карты ореолов в зонах вокруг границ крупных объектов и сохранение цветов, соответствующих областям внутри небольших объектов. Этого можно добиться, применив полное обесцвечивание карты ореолов по контурной маске (аналогичной применяемой при повышении резкости «для печати»), созданной для оригинала изображения. Затем полученную карту ореолов следует слегка размыть, что позволит исключить возникновение цветового шума и паразитных цветов на пиксельном уровне (как описано выше). Создание такой маски — сложный многоэтапный процесс, заслуживающий отдельной статьи, поэтому в этом материале подробно на нем мы останавливаться не будем.

Для тех, кому нужно еще больше полезной информации
Авторские обучающие программы Стива Ласмина:

Отзывы об обучении у Стива Ласмина

Борьба с «перешарпом»

На данном этапе обработки нам удалось в значительной степени побороться с наиболее явными паразитными цветовыми ореолами карты ореолов, при этом, насколько возможно, сохранив её цвета внутри больших объектов. Это означает, что визуальная насыщенность результирующего изображения практически не пострадает.

Осталось побороться с возможным чрезмерным повышением резкости и контраста вокруг мелких объектов на пиксельном уровне («перешарпом»), вызванным излишним контрастом карты ореолов.

Чтобы исключить возможность появления «перешарпов», уменьшим (либо даже сведем на ноль) контраст карты ореолов в тенях и светах. Создадим корректирующий слой Curves (Кривые) и настроем кривую таким образом, чтобы в зоне средних тонов (средней яркости) контраст сохранялся, а в зонах наиболее темных теней и ярких цветов — сходил на нет.

Такая коррекция будет соответствовать следующей (либо аналогичной) форме кривой. Чтобы средняя яркость карты ореолов не изменялась (и не влияла на общую яркость результата), необходимо следить, чтобы центральная точка на кривой была зафиксирована и не сдвигалась. Для исключения сильных воздействий необходимо сдвинуть точки черного и белого к средней яркости.

Примечание. Точная настройка кривой производится в зависимости от каждого конкретного случая.

Чтобы корректирующий слой Curves (Кривые) влиял только на карту ореолов, как и в предыдущем случае, поставим его в режим обтравочной маски (Layer → Create Clipping Mask).

В результате карта ореолов примет следующий вид:

Примечание. Аналогично работе с цветовыми ореолами наилучшего результата можно достичь, ограничив кривые контурной маской, созданной для исходного изображения. Так как падение контраста карты ореолов будет происходить только по контурам контрастных объектов, то удастся сохранить максимальное воздействие на однородные зоны и в большей степени повысить их «фактуру».

При структуре слоев:

В итоге, после всех манипуляций получим мягкий и аккуратный эффект повышения резкости и микроконтраста изображения.

© Стив Ласмин, январь 2015
© Фотошкола Михаила Панина

P.S. Гораздо большей полезной информации по данной теме можно получить на вебинаре «Практика резкости. Все о резкости в портретной фотографии».

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Уроки ретуши и постобработки / Повышение микроконтраста и резкости фотографии
Тэги к статье: постобработка, Adobe Photoshop, Стив Ласмин, урок, резкость, контраст
Дата: 2015-01-09 | Просмотров: 17992

Читайте также: Рекомендуем преподавателя:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: