Насмотренность   Насмотренность






Режимы наложения в цветокоррекции в Adobe Photoshop. Часть 1

Стив Ласмин,
преподаватель ретуши

Согласно законам человеческого восприятия, оценка зрителем изображения начинается с цвета. Именно цвет задает настроение фотоснимка.

Один и тот же сюжет, будучи выполненным в различных цветовых решениях, производит совсем разное впечатление. Так, пейзаж в более холодных тонах часто кажется утренним, а в более теплых — вечерним. Этот принцип применим и к портретной съемке: семейные, свадебные фотографии (словом, все, что связано с уютом и теплыми чувствами) наиболее органично смотрятся часто именно в теплой цветовой гамме.

В этом цикле материалов мы поговорим о тонировании фотографий. Будем использовать один из самых простых и наглядных способов — режимы наложения. Кроме того, детально разберемся с механикой влияния некоторых режимов наложения на цвет.

Как описать цвет? Немного про модель HSB

В компьютерной среде существуют различные модели задания цвета и яркости пикселя: RGB, CMYK, Lab и многие другие. Все они имеют свои особенности, области применения, достоинства и недостатки. К сожалению, большинство из этих стандартных моделей удобными и понятными для обычного человеческого восприятия не являются.

Какая же модель формирования или описания цвета для нас наиболее удобна? Она взята за основу художниками — цвет можно описать по трем характеристикам: 1) оттенок, 2) насыщенность, 3) яркость. Эта модель именуется также HSB (Hue Saturation Brightness) и в неявной форме присутствует в Photoshop.

К сожалению, прямая работа внутри цветовой модели HSB в Photoshop невозможна. Однако ее некоторые полезные черты используются в режимах наложения и палитре выбора цвета. Рассмотрим их подробнее.

Режим наложения Luminosity (Яркость)

Режим наложения Luminosity (Яркость) ограничивает видимость слоя лишь его яркостной составляющей, то есть информация о цвете (цветовом тоне и насыщенности) почти не учитывается.

Посмотрим на пример. Возьмем какую-нибудь фотографию:

...и наложим на нее корректирующий слой-заливку цветом: Layer (Слой) → New Fill Layer (Новый заполняющий слой) → Solid Color (Цвет).

В качестве цвета для примера возьмем один из оттенков средне-яркого (B=50) синего (H=210) максимальной насыщенности (S=100).

Примечание. Изменить цвет слоя-заливки можно в любой момент, дважды кликнув по нему.

Кстати, обратите внимание, как по такому простому словесному описанию вы легко представили себе этот цвет. К вопросу об удобстве модели HSB.

В качестве режима наложения для полученного слоя Color Fill 1 (Цветовая заливка 1) выберем Luminosity (Яркость).

В результате получим абсолютно плоское изображение. Информация о яркости первоначальной картинки заменена на яркость нашего нового слоя, осталась лишь информация об оттенках и насыщенности.

Практическое применение

Когда же на практике нужен режим наложения Luminosity (Яркость)? Чаще всего — если необходимо сохранить первоначальный цвет изображения при выполнении сильных коррекций, затрагивающих контраст и яркость.

Режим наложения Color (цвет)

Режим наложения Color (цвет), можно назвать полной противоположностью выше рассмотренному Luminosity. Он ограничивает отображение слоя его цветовой составляющей. Проще говоря — перекрашивает лежащие ниже слои в свой цвет, изменяя как их цветовой оттенок, так и насыщенность.

Наш синий слой-заливка в режиме наложения Color (Цвет) окажет следующий эффект на фотографию:

Практика применения

На практике режим наложения Color (Цвет) чаще всего применяется, когда при тех или иных коррекциях необходимо исключить их влияние на яркость и контраст фотографии. То есть, в первую очередь, при любой цветокоррекции:

Иногда — при обесцвечивании изображения:

Использование соответствующих режимов наложения при той или иной коррекции изображений позволяет достичь наилучшего результата.


Здесь последовательная коррекция с использованием режимов наложения позволила избежать ухода неба в пурпурный оттенок и сохранить, таким образом, «утреннее» настроение снимка.

Режимы наложения Saturation (Насыщенность) и Hue (Тон)

Режим наложения Saturation (Насыщенность) позволяет слою влиять лишь на насыщенность изображения и исключает воздействие на цветовой тон и яркость.

Режим наложения Hue (Тон) разрешает воздействие слоя лишь на цветовой тон нижестоящих слоев и сохраняет исходную яркость и насыщенность изображения.

Практика применения

Прямое использование режимов наложения Hue (Тон) И Saturation (Насыщенность) при обработке фотографий зачастую связано с появлением рваных границ и визуально некрасивых переходов. Взгляните на пример:

Поэтому на практике они используются достаточно редко: в составе многоэтапных сложных коррекций или если изменить оттенок или насыщенность необходимо лишь незначительно.

Примечание. Все рассмотренные выше режимы наложения наиболее аккуратно работают в цветовой модели Lab.

Режим наложения Soft Light (Мягкий свет)

Soft Light (Мягкий свет) относится к контрастным режимам наложения. Что это означает?

При наложении слоя на изображение в контрастном режиме*:

  • его пиксели со значениями яркости больше 50% производят высветляющий эффект,
  • пиксели со значениями яркости меньше 50% - затемняющий,
  • идеально серые пиксели (B=50, S=0 в модели HSB или R=128, G=128, B=128 в модели RGB) — вовсе не учитываются.

* Это верно для всех контрастных режимов наложения, кроме редко используемых на практики Hard Mix (Жесткое смешивание) и Pin Light (Тусклый свет).

Наглядный пример. Наложим черно-белую полосатую картинку на нашу исходную фотографию в режиме Soft Light (Мягкий свет):

Стоит отметить, что режим наложения Soft Light (Мягкий свет) подтверждает свое название, воздействуя на изображение достаточно мягко. Поэтому на практике он часто используется в техниках Dodge & Burn, при прорисовке объемов на фотографии и тонировании — достаточно сложно «перестараться» и «убить» картинку.

Примечание. Режим Soft Light (Мягкий свет) действует немного сильнее на темные участки изображения. Неоднородность воздействия проявляется и при изменении контраста — при высветлении или затемнении изображения в этом режиме наложения.

На практике этим в абсолютном большинстве случаев можно пренебречь без ущерба качеству результата.

Если же сохранение контраста критически важно, рекомендую обратить внимание на другие режимы наложения, например, Overlay (Перекрытие). Но будьте аккуратны — воздействие этих режимов наложения окажется гораздо интенсивнее, чем при использовании Soft Light.

Практика применения режима Soft Light (Мягкий свет)

Данный режим, ввиду своего мягкого воздействия на картинку, применяется очень часто:

  • прорисовка объемов;
  • Dodge & Burn (Высветление и затемнение);
  • работа с макияжем;
  • тонирование фотографий и перекраска объектов подмешиванием цвета;
  • многие другие приемы, включая составные техники работы с резкостью, шумом и текстурой.

Я также не останусь в стороне и в практической части цикла покажу способ использования режима наложения Soft Light (Мягкий свет) для тонирования фотографий.

Режим наложения Overlay (Перекрытие)

Overlay (Перекрытие) — первый в списке контрастных режимов наложения. Его воздействие и способы применения во многом схожи с вышеописанным режимом наложения Soft Light (Мягкий свет), но необходимо учитывать вышеупомянутую разницу в интенсивности.

По моим ощущениям, интенсивность Overlay (Перекрытие) примерно в два раза сильнее, чем у Soft Light (Мягкий свет). Это не совсем точно математически, но на практике мы будем рассматривать его именно так.

Важно! При максимальной интенсивности воздействия (чёрным или белым цветом, а также цветами 100%-ой насыщенности) его использование часто ведет к потере качества изображения. Возможно появление «пересветов», «провалов в черный» или зон с постеризацией цветовой составляющей.

Примечание. В отличие от рассмотренного выше режима Soft Light, режим наложения Overlay в общем случае одинаково интенсивно влияет на светлые и тёмные области изображения. При этом локальный контраст визуально увеличивается или остается прежним.

Итак

Мы рассмотрели основные принципы работы и особенности некоторых режимов наложения, использующихся в цветокоррекции.

В следующей статье цикла перейдем к практике — посмотрим, как можно применять рассмотренные режимы для тонирования фотографий и придания изображению настроения.

© Стив Ласмин, апрель 2018.

Параметры съемки и использованное оборудование

Фотография

Фотограф: Стив Ласмин
Модельер: Константин Шульга
Образ: Анжелика Коваль
Модель: Екатерина Страхова

Фотоаппарат: Nikon D300
Объектив: Nikkor AF 80-200 f/2.8@112 mm
Вспышки: Nikon Speedlight SB-900 с тёплым фильтром через софтбокс 60x40 и SB-800 без использования насадок
Синхронизатор: Yongnuo RF-602

ISO: 200
Выдержка: 3 c
Диафрагма: f/5.6
Обработка

Монитор: BenQ SW240
Калибровка: Spyder 4 Pro и BasICColor 5
Видеокарта: Gigabyte GeForce GTX 1070 WINDFORCE OC 8G
Материнская плата: Gigabyte GA-Z77-DS3H
Процессор: Intel Core i5-3570K
Оперативная память: Crucial 4x8 Gb DDR3

Операционная система: Windows 10 x64
RAW-конвертер: Nikon Capture NX-D
Редактор: Adobe Photoshop CC 2018

Если Вам понравился этот материал, то мы будем рады, если Вы поделитесь им со своими друзьями в социальной сети:


Фотожурнал / Уроки ретуши и постобработки / Режимы наложения в цветокоррекции в Adobe Photoshop. Часть 1
Тэги к статье:
Дата: 2018-04-04 | Просмотров: 17239

Читайте также:

Подписаться на новости



Курсы обучения фотографии:

Тематические уроки по фотографии:

Мастер-классы для фотографов: